Первый ремонт
Да, не удивляйся, только купил - и сразу в ремонт. Это необходимо для последующей спокойной жизни.
Во-первых. Рекомендую промыть, поменять или купить воздушный фильтр, осмотреть на целостность покрышки, снять и промыть карбюратор.
Во-вторых. Рекомендую когда уже достаточно освоишься и разберешься в устройстве своего скутера, лмбо когда будешь делать тюнинг, произвести полную разборку. Снять все с корпуса, удалить краску, удалить ржавчину. Все, что не видно под молдингами, покрыть безшумкой. Покрасить, а всю безшумку покрыть автомобильной мастикой для днища. Снять поршневую, проверить кольца, цилиндр, почистить выпускные каналы и все остальное. Расколоть двигатель, промыть. Проверить сальники. Осмотреть и смазать стартер. Если надо, восстановить передние стойки (шлифануть их и хромировать). Промыть бензо- и маслобаки. Проверить задний редуктор. Проверить сайлентблоки креплений двигателя.
Рассмотрим все подробней. (на материале Suzuki Sepia и Yamaha Jog Artistic)
Внимание!!! Любой ремонт не рекомендуется проводить на улице – гарантирована потеря мелких и весьма нужных деталей.
Sepia: Для любого ремонта придется снять молдинги, один или два. Крепятся они обычно двумя саморезами и двумя болтами, а также клипсами. Внимание!!! При разборке рекомендую складывать болты, саморезы и пр. мелочевку по отдельным коробочкам, подписывая их. Для этого прекрасно подойдут пачки из-под сигарет и спичечные коробки. Например, крепления пластиковых молдингов отдельно, а крепеж вариатора отдельно. Впоследствии будет понятно, какие молдинги нужно снимать, а какие - нет. Для первого раза стоит снять оба. Посмотришь на состояние клипс и корпуса. На стыке корпус может начать ржаветь. Если это так - надо зашкуривать и красить.
Jog: Снимаем боковые панели (на каждой - винт спереди и саморез сзади), затем откручиваем багажник и передний лючок (под сиденьем). Вынимаем обивку багажного отсека. Снимаем главный кожух (приоткрываем седло, поднимаем кожух и, поворачивая его, снимаем). Седло пока оставляем на месте - в его несущем каркасе установлен аккумулятор, предохранитель и реле стартера. При необходимости снимаем полик (четыре болта по углам).
Теперь желательно компрессором сдуть весь мусор с движка и окрестностей.
Разборка корпуса воздушного фильтра: Sepia: Cнять два пластиковых зажима наверху корпуса, открутить винты. Снять крышку… Jog: Открутить два винта крепления воздушного фильтра к двигателю. Снять фильтр, аккуратно стягивая резиновый патрубок с карбюратора. Открутить три самореза, снять крышку.
В худшем случае ты увидишь пустую грязную коробку (разборки и мытья двигателя не избежать), в лучшем - грязный поролон. Нужно вынуть поролон, промыть его в бензине, отжать, а потом пропитать спец.маслом (см.советы выше). Сушим фильтр.
Пока фильтр сохнет, снимаем карбюратор. Отсоединяем воздуховод от карбюратор. Там будет одна большая дырка и несколько маленьких. Вполне вероятно, что маленькие забиты. Снимаем верхнюю крышку карба и отсоединяем тросик газа от заслонки. Куча маленьких деталей и прокладок, не потерять! Отсоединяем провода от датчика температуры (если он есть) и клапана холостого хода. Sepia: Снимаем два болта крепления карбюратора и сдвигаем карб к боку двигателя. Теперь удобнее отсоединить шланги. Все они, обычно, слазят легко, но с маслопроводом придется повозиться. Пинцетом или отверткой нужно как можно сильнее отодвинуть наружную трубку и снять металлический хомут. Jog: Отворачиваем винт хомутика на патрубке, соединяющем карбюратор с двигателем. Аккуратно вытаскиваем карбюратор из патрубка. Затем отсоединяем шланги - масляный, вакуума и бензина.
Карб в руках. Снимаем поплавковую камеру и промываем все жидкостью для карбюраторов (я промывал бензином - вполне удачно). Важно промыть жиклеры. Их три штуки и они должны просматриваться на свет. От их правильной работы зависит, как бегает скутер, поэтому все должно быть чисто - но надо при прочистке обойтись без всяких проволочек/иголочек и прочего бреда, иначе запорешь жиклер.
Снимаем впускной патрубок с лепестковым клапаном. Там тоже все должно быть чисто. Если на карбе есть следы обратных прорывов (коричневатый налет), клапан нужно поджать. Он из тонкой стальной пластины и его можно очень аккуратно гнуть. Теперь стоило бы продуть движок воздухом под давлением, но если нет компрессора, то начинаем обратную сборку. Не забывай прокладок. Sepia: На карбе должно быть пять трубок. Если их нет… нужно добавить. Для замены подходят трубки для маслопроводов автомобиля. С левой стороны (по ходу движения) подходят три трубки – тонкая маслопровода и две к вакуумному клапану. Верхняя – давление, нижняя – бензин. Jog: На карбе Teikei (TK14) имеется пять штуцеров - вверх смотрят бензиновый и вакуумный (оба шланга идут к вакуумному клапану под седлом), сбоку латунный штуцер для масла и обычный - для воздушного дренажа из поплавковой камеры, снизу - штуцер перелива (топливного дренажа) карбюратора. Два последних должны быть открыты в атмосферу.
Подсоединяем провода – там разные клеммы, перепутать нельзя. Подсоединяем воздуховод, вставляем на место подсохший фильтр и все закручиваем. Можно в путь.
Разобрать вариатор нетрудно. Чтобы не срывать насечки на винтах, используй ударную отвертку. Аккуратно сними крышку, чтобы не повредить прокладку. Крышка держится на двух направляющих, они иногда закисают и приходится крышку сбивать (нежно). Ремень вариатора должен быть целый, без засечек и "лишних" ниток корда. Муфта вариатора снимается после трещотки кикстартера (снять стопорное кольцо) и крепится гайкой на 32. Чтобы скрутить гайку, нужно заклинить коленвал. Это удобнее всего делать отверткой, поместив ее между зубьями маховика (находится за муфтой) и ведущей шестернею стартера. Осмотреть ролики в муфте вариатора можно не разбирая ее. В муфте в пазах находятся 6 роликов. Через отверстия в муфте осмотри ролики, если они сильно сточены, то придется их заменить (или восстановить).
Масло лучше слить полностью из бачка, бачок промыть и залить то, на котором собираетесь ездить. Я предпочел Castrol 2T TTS Formula 1 (можно Motul 2T600 или другое синтетическое масло 2T600 или 2Т800, для нефорсированных Jog-ов можно и более дешевую полусинтетику). После этого всегда лейте одно и то же масло, синтетические масла разных марок нельзя смешивать!
Передние стойки лучше перебрать. Нужно снять колесо (заодно проверить подшипники и сальники передней оси, а также наличие смазки), снять пыльники, стопорные кольца - и вот стойки в руках. Внимание: сальники стоек иногда прилипают, чтобы в этом случае вынуть стойку, вставьте в отверстие стойки отвертку, наступите на нее ногой, затем возьмитесь руками за руль и тяните руль вверх - стойка выйдет. Со стоек убрать всю грязь, смазать густой смазкой (такой, что не разъедает пластмассу - Литол-24 или аналогичной), и собрать. Если есть время, деньги и желание, стойки лучше шлифануть и хромировать. Это улучшит их работу и продлит жизнь.
Тормозные колодки очень простые и нарастить их можно на СТО. Тормозные барабаны стираются обычно равномерно, главное - следить, чтобы внутрь не попал мусор. Тогда слышны посторонние звуки и масса побочных эффектов.
Ну а если вы собрались заняться скутером всерьез…
Разборка корпуса. Отсоединяем проводку от движка – от катушки зажигания и рядом с ней массу, от генератора и от карбюратора. Снимаем глушитель, он крепится на двигателе на болте и гайке (или на двух болтах), и в районе заднего колеса двумя болтами. Нежно снимаем прокладку глушителя. Отсоединяем от карба и снимаем воздушный фильтр в сборе. Из-под сидушки снимаем уплотнитель багажника и вынимаем багажник и пенопластовые вставки (на Sepia), 2 штуки. Откручиваем 2 болта крепления задней стойки амортизатора на задней стенке багажника (или один болт под сиденьем для Jog). Отключаем тросик заднего тормоза на колесе. Для этого нужно скрутить регулировочную гайку и осслабить петлю фиксатора тормозного троса. Отсоединяем от карбюратора и маслонасоса шланги. Откручиваем болт крепления двигателя к раме.
Приподымаем скутер и отодвигаем двигатель в сторону. Снимаем сидушку, отсоединяем датчик в багажнике (на Jog-е его нет), вынимаем проводку. Откручиваем болт и гайку справа и слева от заднего блока оптики, отключаем проводку. Всю проводку сворачиваем около передней вилки. Откручиваем две гайки крепления крышки на "капоте". Снимаем ее. Если есть, то снимаем багажник.
Sepia: Откручиваем две гайки снизу корпуса, болт и гайку сзади на креплении поддона бензобака. Снимаем поддон вместе с бензо- и маслобаками, предварительно отсоединив бензопровод и обратку от вакуумного клапана. Отсоединяем бензопровод от бака. Там есть маленький фильтр предварительной очистки, обычно забитый грязью. Его стоит помыть или выкинуть, если будете ставить нормальный фильтр в бензомагистраль.
Снимаем сидушку, передние щитки, подножку. По желанию можно разобрать переднюю вилку. Снимаем зеркала, приборную панель, отсоединяем электронику. Контргайка на вилке раскручивается С-образным ключом (применяется для тех же целей на велосипеде). Разбираем вилку.
Sepia: Если корпус изнутри и снаружи находится в печальном состоянии, его нужно привести в божеский вид. Намазываем краску смывкой. Ждем 20 мин. Соскабливаем шпателем все дерьмо и, при необходимости, повторяем процедуру. Пораженные ржавчиной участки обрабатываем металлической щеткой (насадкой на дрель или болгарку, либо ручной карщеткой), совсем больные места шкурим грубой шкуркой. Далее грунтовка, шпатлевка, грунтовка, покраска. Не знаю как кто, но я покрыл все, что скрыто под пластиком и багажник изнутри Гравитексом слоев в пять (если бы был пистолет, можно задувать слоя в три) и, после покраски, покрыл мастикой для днищ автомобилей. Рекомендую залить внутрь рамы антикорозийку. Корпус готов.
Jog: Все корпусные детали Jog-а пластмассовые и не ржавеют. Единственная металлическая часть - это рама, очаги ржавчины на ней следует зашкурить либо ободрать карщеткой, затем покрасить подходящей краской в цвет скутера или черной. Внутрь рамы можно залить антикорозийку. Все.
Разборка двигателя. Снимаем глушитель, карбюратор, впускной патрубок. Снимаем пластиковый кожух с головки двигателя, крыльчатку и откручиваем гайку, фиксирующую магнето. Если нет съемника, то предстоит долгая и утомительная процедура. Аккуратно поддев магнето, бьем в коленвал алюминиевой наставкой. Бьем долго и упорно (первый раз снимали минут сорок). Постарайтесь не повредить магниты – зажигание уйдет в далекие края. Снимаем катушки генератора.
Разбираем вариатор, снимаем трещотку, муфту. Снимаем цилиндр и поршневую группу (поршень с кольцами и шатуном). Палец в поршне фиксируется двумя стопорными кольцами - не потеряйте их. Помечайте, какой стороной стоял поршень и какой стороной палец в поршне. Кольца с поршня не снимайте. Со стороны крыльчатки откручиваем пять болтов и колем двигатель. Все тщательно промываем (если грязи немного, коренные подшипники лучше не вынимать – можно повредить сальники), проверяем на износ подшипники, сальники (есть ли маслосгонные канавки), вкладыши шатуна, сепаратор, зазор в замках колец и пр. Промываем каналы для охлаждения коренных подшипников (двигатель охлаждается и смазывается смесью). Сборка в обратном порядке, половинки картера и крепежные болты посадить на герметик. После сборки и застывания герметика рекомендую плеснуть в карб бензина и попробовать завести для проверки.
Промой бензо и масло баки, при нынешнем качестве бензина внутри может оказаться на удивление много грязи. Проверка сайлентблоков чисто визуальная или по их работе. Нерабочие заменить. Если не удалось достать такие же, расточи посадочные места под более распространенные похожие по размеру автомобильные.
Шлифовку и хромирование передних стоек лучше доверить специалисту, с него можно и скачать денег, если он все запорет. Если в заднем редукторе нет шума при работе и он не течет, то лучше его не разбирать, ограничиваясь сменой масла. Следи за состоянием сальников. Если они изнашиваются, то внутрь редуктора попадает грязь, изнашиваются подшипники, перекашивается заднее колесо и редуктор можно выбрасывать.
Доработки.
Сразу поставь сигнализацию и купи пейджер к ней. Можно ставить попроще, типа Magnum. Она поможет не только сберечь скутер, но и сохранит кучу нервов. Также сигналка с хорошим гудком (я поставил пьезосирену) отгонит любопытных и шаловливых детей и дебильных взрослых.
Поставь простой бензофильтр - Mann или Purolator (я ставлю отечественный, нашего питерского завода - он показал себя в эксплуатации отлично). На некоторых скутерах карбюратору не хватает сил тянуть через фильтр, но у меня все было ОК. Если есть желание и умение – из стеклоткани вылепи новый корпус под воздушный фильтр и воздухозаборник. Фильтр стоит подбирать прямоугольный неоригинал для японского авто.
Для езды ночью родной фары не хватает - можно купить и поставить прямоугольную противотуманку 50-80 ватт. Стоит еще поставить габаритные светодиоды - иначе ночью какой-нибудь придурок может просто не заметить тебя на дороге. Для этого также хороши светоотражающие полосы на бортах.